Пока вам пели старые песни о главном, что –то сломалось в старом понимании искусства. Пока вы тупили в уютном фейсбученьке, пришли парни со стилусом и планшетами. Вместо красок, кистей и холстов у них всего две цифры 0 и 1.
Оказалось, что со времен игры в Pac-Man прошли века. А заодно и с момента Corel Draw и первого Ps. Уже тогда надо было начать напрягаться людям, которые решили, что они и есть современное искусство – только на основании того, что у них в руках галереи, проплаченные критики, искусствоведы, сидящие в музеях и ставящие свои подписи на фальшивых полотнах для лохов.
То искусство, которое мы имели последние лет тридцать- эта черная дыра, куда засосало доверчивых поклонников холста, акрила и льняного масла, видеоинсталляций и акционизма, настолько было поглощено собой, что разом оказалось в своей башне из гнилой кости.
Сидеть и годами ждать указаний от десятка манхэттенских галеристок преклонных годов, которые решают, кто сейчас будет продаваться, а кто нет – это не для молодых. Эти правила устарели, и они умрут. Скоро. Они уже полудохлые.
Кому нужно мастурбировать на Вархолу и вечно обдолбанного Баския? Кому нужны немытые беженцы под сенью Помпиду, доживающие свой век в суете под клиентом, люди, которых их искусство бросило в чужие могилы?
Ах, этот фетиш – рамочка на стеночке в швейцарском подвале, где отваливший по совету своего «арт-эксперта» миллионы толстосум по вечерам предается грязному наслаждению обладания.
Ах, эти галеристы и «кураторы», которые решили, что они боги и решат, кто тут гений, кто талант, а кто просто подмастерье. Большой мыльный пузырь, который жулье называет современным искусством, лопается на наших глазах, потому, что этот бред никому не нужен. Кроме тех, кто им торгует с умным лицом. И с глубоким презрением к творцу. Ты должен играть по их правилам. Ты должен произносить только те слова, которые нужно произносить «в приличном обществе». Чтобы тебя пустили в святая святых современного искусства – к кормушке.
Первыми попытались сломать эту машину тщеславия авторы стрит-арта. Они были неподконтрольны одесским тетушкам Лондона и Трибеки. Может быть, сейчас индустрия пережевывает останки Banksy, но только потому, что стрит-артовцы привязаны материалами и локациями. Зато освобождены анонимностью и неподцензурностью – с какой стороны эта цензура ни происходила бы – слева из центра или справа.
Потому что пришли те, кто реально свободен.
От ваших творческих союзов, от ваших мастерских, от ваших критиков, от ваших менеджеров по продажам и аукционов.
Благодаря цифровой живописи художник опять стал главным и единственным игроком на этом поле. И его голос теперь не может задушить никакой искусствовед из Тейта или Пушки.
Триумф индивидуализма наступил. Каждый автор теперь может работать со всем миром из любой точки планеты и образовываться там, где родился и живет, не пресмыкаясь перед наглыми владельцами арт-центров, которые по привычке корчат из себя бога, сидя с удочкой на пустом черногорском пирсе. Ваше время ушло, жирные спесивые котики.
Я смотрю на карту мира и вижу, что интернет и Ps6, как Кольт, уравняли шансы.
Неважно, если ты Алексей Андреев и Артем Чебоха с Александром Кретовым из Питера, или Сергей Колесов из Лиона, Александр Селезнев из Воронежа, Андрей Сурнов из Подмосковья, Олег Пащенко из Москвы, или Алексей Пятов из Иркутска, Евгений Юрин из Калуги, Алексей Васильев из Калиниграда, Александр Меньшиков из Каменск-Уральского, ты имеешь абсолютно равные шансы с теми, кто работает в этом новом дигитальном искусстве из так называемых культурных столиц мира и из китайских деревень. Само понятие «культурная столица», которое хайджекнули вполне определенные люди, слетела как трусы на нудистском пляже. Теперь — культурная столица это там, где ты сам, там где вай-фай и твой планшет. Новая цифровая реальность диктует новый цифровой арт.
Оказались смешными мурзилками те, кто думал, что цифра останется сервильной – «сделайте нам 3D заставочку и рекламку нарисуйте». Да, да, да – заставочку. И вот тут пизданём синеньким.
Теперь в руках цифровых живописцев такие мощные инструменты, что они могут сделать все. Буквально все – с любой степенью достоверности, если тебе нужно придать твоей безумной фантазии реальные черты, то она будет более реалистичной, чем сама жизнь. Если тебе нужно создать новую реальность – пожалуйста. Тот, кто владеет историей искусства тот использует все стили классической живописи или графики югендштиля- кто сам для себя вырастил стиль, тот и впереди.
Любые краски, любые кисти, любые поверхности — пожалуйста. Потрясающая скорость работы – можно успеть за творческую жизнь сделать очень многое. И мгновенная скорость распространения среди сотен тысяч зрителей. Каждый желающий может получить свой оригинал картины любимого художника. Потому что фетиш старого маркетингового искусства «оригинал», «репродукция» выглядят уже смешным чепчиком на лысине творца. Здесь всё- оригинал. И одного этого хватит, чтобы лишить власти всяких кураторов и торгашей. Не хватает только запаха старого доброго льняного масла.
А главное – ты не зависишь ни от кого, кроме своего прямого заказчика. Они рисуют концепты для киноиндустрии, они придумывают героев и вселенные для компьютерных игр и своих нишах уже достигли таких высот, которые ограничены лишь количеством компьютерных мозгов. И теперь они принялись изучать философские вопросы бытия. А это уже совсем–совсем не «комьпютерная графика». Это впервые в искусстве – безграничные возможности для выражения. Знай только — подтаскивай идеи.
Когда они перешли играть на поле живописи и графики и даже 3D скульптуры, стало понятно, что произошла революция. Тихая, как вечера в Иркутске, откуда ты бы никогда не выбрался, не продав душу, в «культурные столицы» еще пять лет назад.
Конечно, воспринять это сложно людям, которые привыкли щупать произведение руками и думают, что оно должно состоять из известных молекул. Но, при этом, они смотрят сериалы на дисплее своего компа и не волнуются.
Эти полотна невозможно спрятать в запасники Русского музея потому, что начальство сегодня не любит русский авангард. Их нельзя запереть в клетку и в сейф. Они принадлежат народу, а не кучке толстосумов и эстетов.
Пускай они пялятся на свои пыльные полотна в своих пыльных музеях и думают, что рулят миром искусства.
Поезд ушел.
Новая живопись — это танец электронов на мониторе. Это двоичная система и прочий кремний, пронизанный разрядами. Это мозги творца, подключенные напрямую к монитору. И это прекрасно: 1100110 1110101 1100011 1101011 100000 1111001 1101111 1110101
Это искусство номерных радиостанций, что дают в эфир только цифры. А эти парни – шпионы из будущего.
Их образы будут жить вечно – пока кто-нибудь не выключит все сервера на свете.
Игорь Мальцев
Цифровой арт: Андрей Сурнов; Алексей Андреев